Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Кушаем красиво

Дата: 6 ноября 2021 в 19:12
84 просмотра

Кушаем красиво.

Умение вести себя за столом – одна из главных составляющих культуры питания и культуры поведения человека в целом, но формировать навыкикультурного приема пищи необходимо последовательно и постепенно с учетом возрастных особенностей ребенка.

В возрасте с 6 месяцев до 1  года ребенок  начинает познавать новые вкусовые ощущения, в это время малыш очень увлечен изучением консистенции еды, ее всевозможных свойств и получает огромное удовольствие от прикосновений к пище, размазывания, выкидывания и прочих экспериментов с продуктами питания. Такое поведение ребенка является абсолютно здоровым и нормальным. В этот период не стоит запрещать ребенку брать пищу руками, ведь таким образом малыш отрабатывает важнейший моторный навык – так называемый, «пинцетный» захват большим и указательным пальцем. Даже такое, казалось бы, простое движение — взять и донести до рта кусочек пищи требует хорошей координации, целенаправленности и точного выполнения действий. Чем раньше ребенок освоит и научится контролировать мелкие точные движения пальцев рук, чем скорее поймет, как пища попадает в рот, тем быстрее он преуспеет в умении пользоваться ложкой и, в конечном счете, научится есть самостоятельно.

Активные попытки обучить малыша до года хорошим манерам за столом вряд ли дадут ощутимые результаты. Тем не менее, психологи утверждают, что знакомство ребенка с культурой питания начинается уже с первых месяцев жизни, но обучение носит не активный, а пассивный характер. Ребенок наблюдает, как остальные члены семьи ведут себя за столом и впитывает эти правила поведения независимо от того, как сам себя ведет на данный момент. Основная задача родителей в этот период приобщать ребенка к культурепринятия пищи своим примером, проявлять терпение и всячески поощрять самостоятельность малыша, мягко и постепенно обучая его навыкам самостоятельного приема пищи. Не стоит сердиться и делать резких замечаний малышу за «некультурное» поведение, чтобы не испортить аппетит и не закрепить у крохи отрицательное отношение к обстановке, связанной с приемом пищи, но и попустительствовать баловству с едой тоже не нужно. Нельзя допускать, чтобы малыш кидался едой или играл с ней. Родителям необходимо чутко следить за поведением ребенка, как только малыш перестал охотно открывать рот и начал возиться в тарелке, а тем более выкладывать ее содержимое на стол — это верный признак того, что прием пищи закончен и началась игра. В таком случае следует спокойно прекратить кормление и сопроводить кроху на пол или в игровое место, чтобы он занимался чем-то другим, в то время как все остальные кушают.

Дорога ложка к обеду. Ближе к году, когда ребенок начинает интересоваться ложкой, во время кормления нужно предложить крохе маленькую детскую ложечку для обучения его самостоятельной еде, удобнее начинать такое обучение с густой каши. Ложку лучше давать в начале еды, так как, насытившись, ребенок вряд ли захочет кушать сам. Получив в руки ложку, малыш не сразу сможет с нею справиться, поначалу его движения будут хаотичными и направленными больше на исследование нового предмета, чем на попытки донести пищу ко рту. Необходимо многократно и терпеливо показывать ему, как удобнее брать и держать ложку, зачерпывать пищу. Большинство малышей вначале держат ложку в кулаке, до 1,5-2 лет – это вполне нормально и допустимо. Но потом лучше постепенно приучать ребенка держать ложку правильно «по-взрослому»: чуть пониже широкой части ручки тремя пальцами — большим, указательным и средним. Когда кроха научится хорошо держать ложку, следует приучать его правильно зачерпывать пищу и правильно есть с ложки, поднося ко рту боковой стороной. Важно подсказывать ребенку, что не нужно слишком широко открывать рот при поднесении ложки, не нужно засасывать кончик ложки или засовывать ложку в рот целиком. Первое время малыш быстро устает, и маме придется докармливать его второй ложкой. Но по мере совершенствования его навыков очень важно предоставлять маленькому едоку все больше возможности кушать самому. Конечно, это приносит некоторые неудобства, затягивает процесс кормления и у родителей возникает соблазн самим накормить кроху быстро и аккуратно. Но если лишить годовалого ребенка возможности научиться держать ложку и пробовать есть самому, то малыш может надолго потерять интерес к этому занятию, и в результате освоит этот навык гораздо позже своих сверстников.

Постепенно по мере взросления ребенка следует расширять набор используемых столовых приборов и посуды. С 2-2,5 лет ребенка можно обучать пользованию вилкой. Для ребенка нужна маленькая детская вилка, зубья которой не очень острые. Нужно объяснить и показать ребенку, как пользоваться вилкой, в зависимости от блюда,которое он кушает: когда зубья вилки должны быть направлены вниз, а когда – вверх. Ближе к 4-5 годам следует показать ребенку, как пользуются ножом, этот столовый прибор так же как и вилка должен иметь неострые края. Лучше на собственном примере показать малышу,что каждое блюдо едят по-своему: суп — только с помощью столовой ложки, для вторых блюд существуют нож и вилка, а маленькая ложечка нужна для того, чтобы есть десерты. Постепенно следует приучать ребенка есть из разной посуды, подавая первое блюдо в глубокой тарелке, второе — в мелкой, фрукты и десерты — в специальных маленьких тарелочках.

Аккуратность. Необходимо с раннего возраста приучать ребенка к аккуратности во время еды. Малыш должен садиться только за чистый стол. С самого начала родителям самим нужно стараться кормить малыша аккуратно, чтобы не испачкать лицо, а если пища все-таки попала мимо рта – сразу вытирать салфеткой. Для того чтобы не испачкать одежду крохи нужно обязательно пользоваться нагрудником или специальным детским фартуком. Когда ребенок начнет кушать самостоятельно, необходимо поощрять и хвалить кроху за старание кушать аккуратно, не проливая и не роняя пищу на стол и на себя. Необходимо показать ему для чего нужна салфетка и как ей пользоваться. Следует приучать малыша самостоятельно пользоваться салфетками не только тогда, когда прием пищи закончен, но и в процессе еды при необходимости. Очень важно воспитывать у ребенка уважение к любой пище, особенно к хлебу, не допускать баловства с едой, объяснять, что все продукты питания созданы трудом людей.

Таким образом, к 3 годам ребенок должен уметь самостоятельно опрятно есть первые и вторые блюда, пользоваться столовыми приборами (ложкой и вилкой, салфетками. Малыш должен усвоить, что вставать из-за стола можно только закончив прием пищи, после еды нужно обязательно поблагодарить накормившего его человека, прополоскать рот теплой водой. В этот период следует постепенно начинать знакомить ребенка с правилами этикета за столом.

Правила этикета. Существует огромное множество правил этикета, культурапотребления пищи может различаться в зависимости от национальных и семейных традиций и, безусловно, трехлетнему малышу невозможно освоить все премудрости взрослого этикета. Родителям важно понимать, что многие правила поведения за столом имеют не только эстетическое значение, но и имеют под собой физиологическую основу, поэтому обучая ребенка культуре поведения за столом необходимо, в первую очередь прививать малышу те хорошие манеры, которые обеспечат безопасность ребенка, предотвратят неприятные ситуации и будут способствовать сохранению его здоровья.В первую очередь ребенок должен усвоить следующие правила поведения за столом:

• кушать за столом необходимо красиво и аккуратно, чтобы не испортить аппетит и настроение окружающих.

• сидеть за столом следует ровно, не разваливаясь на стуле, не раскачиваясь. Ребенок не должен горбиться, низко наклоняться к тарелке, сидеть с поджатыми под себя ногами, ставить локти на стол. У ребенка, родители которого не уделяют должного внимания правильной позе за столом, привычка неправильно сидеть очень быстро закрепляется и в дальнейшем увеличивается риск развития различных нарушений осанки.

• во время еды нельзя спешить, отвлекаться, набивать рот слишком большим количеством пищи, разговаривать с полным ртом, чавкать. Все это не только некрасиво и неприятно для окружающих, но и нарушает процесс пережевывания пищи. Тщательное пережевывание пищи является необходимым условием хорошего пищеварения, так как процесс переваривания начинается уже в ротовой полости. Чтобы легче усвоиться, пища во рту должна хорошо измельчиться и смочиться слюной, после чего ферменты слюны начинают расщеплять крахмалы и белки, а к нижележащим отделам поступает сигнал для выработки пищеварительных соков и ферментов. Если ребенок торопится и плохо пережевывает пищу, процесс пищеварения замедляется, значительно возрастает нагрузка на нижележащие отделы желудочно-кишечного тракта и могут возникнуть различные нарушения пищеварения. К тому же проглатывая большие куски пищи, ребенок рискует подавиться. Вот почему так важно приучать малыша тщательно неторопливо пережевывать пищу и набирать на ложку или вилку столько еды, сколько он сможет без труда прожевать.

• принимая пищу нельзя играть с едой, посудой, столовыми приборами, особенно вилкой, так как можно пораниться, подавиться, опрокинуть на себя горячую пищу.

• не следует запивать пищу большим количеством жидкости (водой, соком, молоком). Такая привычка часто формируется в детстве и является вредной для пищеварения. Во-первых, напитки ослабляют действие слюны на пищу, снижая активность ее ферментов. Во-вторых, при запивании человек часто глотает, не разжевывая, что увеличивает нагрузку на желудок и кишечник. В-третьих, жидкость, поступающая в желудок вместе с пищей, снижает концентрацию желудочного сока, и в результате – пищеварение замедляется и пища хуже усваивается. Недостаточно переваренная пища, попадая в кишечник, может спровоцировать процессы брожения и гниения с образованием газов и токсичных веществ, которые всасываются в кровь и отравляют организм, вызывая различные заболевания. Кроме того, такие жидкости как сок и молоко не совместимы со многими продуктами и могут еще больше усугубить нарушения пищеварения. Диетологи рекомендуют запивать лишь сухую пищу небольшим количеством воды.

После того как малыш усвоит основные правила, родители должны объяснить ребенку, что не следует лазить своей ложкой в тарелку, поставленную для всех, нельзя также лазить пальцами в общую солонку, так как это может быть неприятно людям, которые сидят рядом за столом. Помимо этого, ребенок должен знать, что нельзя выбирать для себя лучшие кусочки из общего блюда, показывая тем самым, что мы лучше других, ведь люди относятся к нам так же, как и мы к ним. По мере взросления ребенка список правил хорошего тона будет все больше расширяться.

Здоровое питание. Помимо приобретения вышеперечисленных навыков,воспитание культуры питания подразумевает формирование у ребенка правильного отношения к еде. Употребление «здоровых» продуктов, умеренность в еде, разнообразное питание должны с раннего детства стать основой для формирования пищевого поведения ребенка, чтобы впоследствии сложиться в образ жизни. Но привить ребенку эти ценности возможно, только в случае если все члены семьи придерживаются принципов здорового питания.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.