Объект «Метеостанция» содержит:
- «Солнечные часы»
- «Дождемер»
- «Метеодомик»
- «Определитель типа облаков»
- «Календарь природы»
- «Ветряной рукав»
Солнечные часы
Самые первые из известных человечеству часов – солнечные. Первые люди ориентировались на положение Солнца, поэтому и время зависело от него.
Солнечные часы состоят из циферблата и стержня, который называется гомон и установлен в центре циферблата. Циферблат часов помещают на открытом ярко освещаемом солнцем месте, а гомон отбрасывает тень на циферблат. С перемещением Солнца в течение суток - перемещается тень от гномона и падает на отметку с определенным часом. Тень от палочки будет разная по длине в разное время суток (утром, днём, вечером).Солнечные часы показывают местное время.
Их также можно нарисовать на песке или на земле, но можно изготовить из подручных материалов.
Дождемер
Дождемер - это прибор для измерения количества выпавших осадков. Изготовлен он из подручных материалов: по лейкам осадки стекают в ведро, на котором нанесены деления (условные мерки). По ним определяется количество выпавших осадков. В зимнее время собранный в дождемер снег заносится в теплое помещение и измеряется в жидком состоянии.
Местоположение прибора выбрано таким образом, чтобы измерительная шкала находилась на уровне глаз ребёнка.
Определитель типов облаков
Определитель типов облаков – самое интересное и необычное приспособление на метеоплощадке, которое служит для закрепления у детей самых элементарных представлений об основных типов облаков.
Он включает в себя:
- пять картинок с разными типами облаков: перистые, кучевые, слоистые, дождевые и безоблачное небо;
- рамки на количество детей для рассматривания неба и облаков;
- облако-указатель для определения конкретного типа облаков.
Помогает детям в определении типов облаков облако Капитошка, который расположен в центре определителя.
Метеорологический домик (метеодомик)
Метеодомик включает в себя два термометра.
Термометр – это прибор в виде стеклянной запаянной трубки. У термометра есть корпус, шкала, деления с цифрами, ртутный столбик Один термометр расположен в домике, для определения температуры в тени,рядом с термометром - фонарик, даже при пасмурной погоде можно разглядеть температуру. Второй такой же укреплён на одном из скатов крыши, под прямыми солнечными, для измерения температуры воздуха на солнце.
Термометр позволяет определять температуру окружающего воздуха и изучать такие понятия как «холодно», «тепло», «жарко» и т. д.
Календарь природы
Календарь природы включает в себя:
- термометры, на которых с помощью кубика, движущегося по шнуровке отмечается погода в разные части суток: утром, днём и вечером;
- параметры для определения дней недели: круг, разделённый на семь дней недели; в центре круга стрелка с помощью которой отмечается день недели;
- параметры для определения пор года: круг, разделённый на четыре части; в центре круга стрелка, с помощью которой определяется пора года и её характеристики;
- параметры для определения состояния погоды: картинки-схемы (ветер, сильный дождь, гроза, снег, солнечно, туман, облачно, дождь моросит) расположены по кругу, в центре круга находится стрелка, с помощью которой отмечается погода (картинка-схема).
Пушистая вата
Плывёт куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(Облако)
Скачут по дорожке
Белые горошки.
(Град)
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил.
(Радуга)
Лежало одеяло,
Мягкое, белое,
Землю грело.
Ветер подул,
Одеяло согнул.
Солнце припекло,
Одеяло потекло.
(Снег)
Заслонили тучи солнце,
Гром раскатисто смеется.
В небе молний полоса -
Значит, началась...
(Гроза)
Примерная тематика наблюдений
- наблюдение за состоянием погоды;
- наблюдение за дождём;
- наблюдение за ветром;
- наблюдение за небом;
- наблюдение за облаками;
- наблюдение за солнцем;
- наблюдение за грозой;
- знакомство с приборами метеостанции (солнечные часы, ветряной рукав, термометр, дождемер)
- М
Примерная тематика опытов, экспериментов
- «Определим время по солнечным часам»,
- «Путь солнца по небу»,
- «Измерение количества осадков дождемером»,
- «Определение направление и силы ветра с помощью ветряного рукава»,
- «Температура воздуха»,
- «Особенности холодного и тёплого воздуха»,
- «Создаём облака»,
- «Облака плывут по небу»,
- «Определение сторон горизонта»,
- «Где можно увидеть грозу?»
-
Примерная тематика опытов, экспериментов
- «Определим время по солнечным часам»,
- «Путь солнца по небу»,
- «Измерение количества осадков дождемером»,
- «Определение направление и силы ветра с помощью ветряного рукава»,
- «Температура воздуха»,
- «Особенности холодного и тёплого воздуха»,
- «Создаём облака»,
- «Облака плывут по небу»,
- «Определение сторон горизонта»,
- «Где можно увидеть грозу?»