Мастер-класс "Изготовление шумовых музыкальных инструментов из бросового материала"
Капкович Наталья Григорьевна,
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Цель мастер-класса:
Повышение профессионального мастерства педагогов, участников мастер-класса, в процессе освоения опыта работы музыкального руководителя по изготовлению шумовых музыкальных инструментов из бросового материала.
Задачи:
- расширить представления педагогов о многообразии самодельных шумовых музыкальных инструментов;
- пробудить интерес участников к созданию музыкальных инструментов для детей дошкольного возраста из бросовго материала;
- показать приёмы и способы изготовления шумовых инструментов из бросовых материалов;
- создать группу шумовых инструментов для дальнейшей работы с детьми в дошкольном учреждении;
- совершенствовать профессиональную компетентность педагога, организующего и направляющего творческое развитие ребенка.
Предварительная работа:
-изготовление шумовых инструментов из бросового материала;
-подбор видео и музыкального материала;
-разработка мультимедийной презентации.
Оборудование: презентация «Шумовые музыкальные инструменты», видеоролик «Старинные музыкальные инструменты», ноутбук, видеопроектор, экран, музыкальный центр, ведёрки от майонеза, банки от чипсов, стаканчики от йогурта, футляры от «киндер-сюрпризов», картонные коробочки от сыра, канцелярские товары и многое другое.
План мастер-класса:
Теоретический этап: «Назначение шумовых инструментов из бросового материала. Многообразие самодельных шумовых музыкальных инструментов».
Практический этап: «Изготовление шумовых инструментов из бросового материала».
Подведение итогов мастер-класса.
Ход проведения мастер-класса
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас в нашем музыкальном зале. Спасибо, что вы откликнулись на моё приглашение, надеюсь, что сегодня мы с вами проведем время с пользой.
Дошкольное детство – самый неповторимый, самый замечательный и самоценный период в жизни человека. Именно в это время начинает развиваться личность ребенка. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыка и музыкальное воспитание играют особую роль во всестороннем, полноценном развитии ребёнка. Воздействие музыки положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, оказывает благотворное влияние на общее эстетическое, моральное и физическое развитие.
Нужно ли тратить драгоценное время на изготовление детских шумовых инструментов своими руками, когда можно приобрести готовые — современные, яркие, разные? Сейчас их ассортимент в магазинах очень большой. Но мы ведем речь не о скрипках и не о фортепьяно, а о шумовых инструментах. Об инструментах, впервые введенных в систему обучения детей музыке Карлом Орфом.
Сколько выдумки и фантазии в сделанных своими руками музыкальных инструментах из различных баночек, трубочек, стаканчиков, дощечек! Дети очень любят такие инструменты за яркость, оригинальность, простоту в изготовлении и в использовании.
Инструменты, изготовленные своими руками, как правило, созданы из подручных средств. Они заставляют ребенка по-новому услышать мир звуков. Звуков вокруг нас много, и они такие разные! Там жалобно мяукает котенок, здесь празднично позванивает хрусталь, таинственно шуршат под ногами листья, визжит тормозами машина, воет ветер... Играя на самодельных музыкальных инструментах, дети понимают: все, что окружает нас, звучит, и каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться услышать эту музыку. Таков первый шаг к элементарному музицированию.
Использование самодельных шумовых инструментов при музицировании позволяет ребенку сочетать игру с пением и с движениями, способствует развитию чувства ритма и двигательной активности.
Варьируя способы игры, ребенок исследует звук и создает различные музыкальные образы. Это стихия подлинного творчества в «элементарной музыке» (К.Орф).
Шумовые инструменты несложно изготовить. И это открывает новые возможности для их изготовления в домашних условиях, вместе с родителями.
Назначение шумовых инструментов из бросового материала:
- яркие и интересные - отлично воздействуют на эмоциональный тонус дошкольников;
- являются замечательным средством развития музыкального восприятия и слуха у ребенка;
- повышают интерес к музыке;
- эффективны для успешного развития творческой активности у детей;
Шумовые музыкальные инструменты должны быть красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей. Сегодня я хочу поделиться опытом изготовления ярких и самобытных инструментов для детского музицирования. В любой семье ежедневно что-то выбрасывают: ведёрки от майонеза, банки от чипсов, стаканчики от йогурта, футляры от «киндер-сюрпризов», картонные коробочки от сыра и многое другое.
А ведь из них, при наличии фантазии и желания, можно смастерить прекрасные музыкальные инструменты, которые так необходимы для музыкальной деятельности. Давайте посмотрим, какие же необыкновенные шумовые музыкальные инструменты можно изготовить из бросового материала. (Слайд 1)
Гремелки. Металлические крышечки, нанизанные на яркий шнурок, не только развлекут ваших малышей, но и прекрасно дополнят оркестр шумовых инструментов. (Слайд 2)
Маракассы. Из цветных «киндер-сюрпризов», в которые насыпана крупа, получаются забавные маракасики. (Слайд 3)
Музыкальные кубики. Старенькие пластмассовые или деревянные кубики тоже могут «одеть» красочный наряд и служить инструментами для развития чувства ритма. (Слайд4)
Весёлые бубны. Красочные и звонкие бубны получаются из круглых пластиковых коробочек из-под сельди, которые можно украсить цветной самоклеящейся бумагой и бубенчиками из магазина «Рыболов». (Слайд 5)
Барабан. Звонкий, бодрый барабан получается из пустого пластмассового ведёрка для майонеза. А барабанные палочки – это старые, не пишущие фломастеры. (Слайд 6)
Озорные колокольчики. На палочки от флажков можно прикрепить колокольчики и украсить шёлковыми ленточками. (Слайд 7)
Попробуем применить наши инструменты на практике. Возьмите ваши инструмены. И выстройтесь по группам. Для оркестра нам понадобиться дирижер. Есть желающие?
«Веселый оркестр» (Слайд 8)
Замечательное исполнение помогло нам прочувствовать красоту и яркость звучания музыкальных инструментов. Её исполнительское мастерство позволило нам очутиться в королевстве музыкальных звуков, повести диалог с принцем ритмом позаимствовать, рассмотреть новые ритмические рисунки.
Сейчас я хочу вернуть вас к нашему разговору о шумовых инструментах и предложить изготовить 1 группе - музыкальные гремелки «Театр на банках», которые пополнят ваши музыкальные уголки не только шумовыми инструментами, но и персонажами из сказки «Репка», а вторая подгруппа будет изготавливать барабанную установку, или кастаньеты, на ваше усмотрение.
А чтобы рассеять ваши заблуждения о том, что вы этого не сумеете сделать, я хочу выступить перед вами сегодня в качестве того принца ритма, который подарил вам ритмические рисунки в нашем «Веселом оркестре» и помочь вам насладиться собственным процессом творчества.
Что нам для этого понадобится?
- баночки жестяные разных размеров,
- цветной картон,
- самоклеящаяся цветная бумага,
- спичечные коробки,
- пробки,
-скорлупа от грецких орехов,
-декоративные палочки,
- цветная распечатка персонажей из сказки «Репка»
- клей,
- ножницы,
- наполнители (манка, пшено, гречка, рис, горох, фасоль и т.д.)
Из каких же этапов будет состоять наша работа?
Выбор и подготовка основы;
Изготовление основы;
Декорирование ;
Заполнение основы наполнителями.
Итак, приступаем к работе:
1.Выбор и подготовка основы
- для начала выбираем понравившуюся баночку или коробочку и освобождаем её от ненужной обёртки. Они будут служить основой .
Пожалуйста, приступайте к выбору и подготовке её к последующей работе.
Заполнение наполнителями:
- необходимо аккуратно открыть крышку и заполнить основу крупой: фасолью, рисом, гречкой, горохом и т.д.
Но прежде, чем начать эту работу, давайте по рассуждаем. Как вы думаете, будет ли зависеть звучание нашего музыкального инструмента от вида круп, которые являются наполнителями, и степени заполненности наполнителями? (Ответы.)
Декорирование
- декорируем наши основы различными элементами: тесьмой, скотчем для декора, самоклеящимися картинками, или персонажами из сказки используя свою фантазию.
Ну, а теперь прошу вас приступить к самому последнему этапу нашей работы. (Педагоги выполняют работу.)
Какие забавные, яркие получились наши музыкальные инструменты, что впору с ними пуститься в пляс… Но сначала они должны подсохнуть. И пока они подсыхают, давайте посмотрим весёлый клип…
Видеоклип(звучание старинных музыкальных инструментов) в исполнении группы «Стары Ольса»
А теперь я предлагаю побывать и вам в роли певцов и музыкантов, исполнив озорные частушки.
«Озорные частушки»
Уважаемые коллеги, в заключение мастер-класса я хочу поблагодарить вас за сотворчество, за вашу готовность узнавать что-то новое и желание учиться этому. Кропотливая работа заняла много времени, но результат превзошёл все ожидания.
Хочется верить, что эти идеи пригодятся вам в работе. Можно привлекать и родителей в творческий процесс создания самодельных шумовых инструментов.
Хочется поразить наших воспитанников чем-то необычным, запоминающимся. Ведь красота, творчество и фантазия, подаренные им в стенах детского сада, останутся верными спутниками на всю жизнь. Прощаясь с вами, хочу сказать следующие напутственные слова: «Не спешите выбрасывать мусор, а вдруг он зазвучит?"