Задания для определения уровня развития ребёнка
<font face="Times New Roman, serif">Задания для определения уровня развития ребёнка</font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">от 1 года до 1,5 лет</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Изучите задания, подготовьте необходимый игровой материал.</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4"> Заданий будет несколько. Не форсируйте их выполнение за один раз. Возможно, Вам понадобится несколько дней для того, чтобы качественно понаблюдать за малышом. Не спешите. На основе выполнения заданий Вы будете делать вывод об уровне развития ребёнка.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Вам потребуются:</font></font>
<font face="Times New Roman, serif">ДВИЖЕНИЯ</font>-
<font face="Times New Roman, serif">Крупная моторика</font>
<font face="Times New Roman, serif">Игра с мячом</font>
<font face="Times New Roman, serif">Навыки игры с мячиком.</font>
<font face="Times New Roman, serif">Отталкивает мяч ладошкой, ползёт за мячиком, садится, переворачивается, пинает ножкой.</font>
<font face="Times New Roman, serif">3 балла</font>
<font face="Times New Roman, serif">Отталкивает мяч кулачком, ползёт за мячиком, садится, переворачивается, пытается пинать мяч ножкой, держась за руку взрослого.</font>
<font face="Times New Roman, serif">2 балла</font>
<font face="Times New Roman, serif">Останавливает мяч, катящийся на него, с помощью взрослого пытается оттолкнуть мяч кулачком, ползёт за мячиком, садится, переворачивается.</font>
<font face="Times New Roman, serif">1 балл</font>
<font face="Times New Roman, serif">Полоса препятствий: сделайте полосу препятствий из трёх кубов (стульев), в конце – поставьте обруч.</font>
<font face="Times New Roman, serif">Выполнение сложных движений.</font>
<font face="Times New Roman, serif">Держась за руку, ребёнок проходит по стульям, спрыгивает и проползает в обруч.</font>
<font face="Times New Roman, serif">3 балла</font>
<font face="Times New Roman, serif">Какие-то из составляющих полосы препятствий ребёнок игнорирует.</font>
<font face="Times New Roman, serif">2 балла</font>
<font face="Times New Roman, serif">Обходит кубы (стулья) и пролазит в обруч. Полностью отказывается от выполнения задания.</font>
<font face="Times New Roman, serif">1 балл</font>
<font face="Times New Roman, serif">Танец. Включите танцевальную музыку, потанцуйте с малышом.</font>
<font face="Times New Roman, serif">Пластичность, свобода движений, ориентация на музыку (ритм).</font>
<font face="Times New Roman, serif">Легко и с удовольствием повторяет простые движения за взрослым.</font>
<font face="Times New Roman, serif">3 балла</font>
<font face="Times New Roman, serif">Повторяет отдельные движения по показу взрослого.</font>
<font face="Times New Roman, serif">2 балла</font>
<font face="Times New Roman, serif">Танцевальные движения ребёнку не даются. Он просто топчется на месте. Иногда отказывается от выполнения заданий.</font>
<font face="Times New Roman, serif">1 балл</font>
-
<font face="Times New Roman, serif">Мелкая моторика</font>
<font face="Times New Roman, serif">Кольцеброс. Покажите, как и предложите покатать колечки, надеть кольцо на стержень с некоторого расстояния.</font>
<font face="Times New Roman, serif">Точность выполнения задания, ловкость движений.</font>
<font face="Times New Roman, serif">С нескольких попыток у ребёнка должно получиться катить и набрасывать кольцо на стержень.</font>
<font face="Times New Roman, serif">3 балла</font>
<font face="Times New Roman, serif">Плохо получается катить и бросать. Малышу нужно достаточно много времени и поддержка взрослого, чтобы продолжить задание. Многократное повторение движений и показ приводят к успеху.</font>
<font face="Times New Roman, serif">2 балла</font>
<font face="Times New Roman, serif">Не получается выполнить задание. Ребёнок отказывается от попыток и пытается играть по-своему.</font>
<font face="Times New Roman, serif">1 балл</font>
<font face="Times New Roman, serif">Игрушка на развитие мелкой моторики. Понаблюдайте, как ребёнок играет с новой игрушкой.</font>
<font face="Times New Roman, serif">Интерес к новой игрушке. Особенности игры.</font>
<font face="Times New Roman, serif">Рассматривает игрушку, манипулирует ей (катает, вертит, нажимает кнопочки и др.). Может заниматься с новой игрушкой до 4 минут.</font>
<font face="Times New Roman, serif">3 балла</font>
<font face="Times New Roman, serif">Рассматривает, пытается играть. Интерес к новой игрушке нестойкий – около 2 минут.</font>
<font face="Times New Roman, serif">2 балла</font>
<font face="Times New Roman, serif">Быстро теряет интерес к игрушке – играет до 1 минуты. Возвращается к игре со знакомыми игрушками.</font>
<font face="Times New Roman, serif">1 балл</font>
<font face="Times New Roman, serif">РЕЧЬ</font>
<font face="Times New Roman, serif">Игра с 10 картинками или игрушками (медведь кошка, собака, мышь и др.). Показывайте по одной картинке с домашними животными, птицами, одеждой, игрушкой и просите ребёнка спеть песенку животного или произнести звук, или назвать предмет.</font>
<font face="Times New Roman, serif">Понимание речи. Воспроизведение звукоподражаний.</font>
<font face="Times New Roman, serif">Узнаёт, озвучивает и показывает все 10 картинок.</font>
<font face="Times New Roman, serif">3 балла</font>
<font face="Times New Roman, serif">Узнаёт, озвучивает и показывает все 7-9 картинок.</font>
<font face="Times New Roman, serif">2 балла</font>
<font face="Times New Roman, serif">Узнаёт, озвучивает и показывает менее 7 картинок.</font>
<font face="Times New Roman, serif">1 балл</font>
<font face="Times New Roman, serif">МЫШЛЕНИЕ</font>
<font face="Times New Roman, serif">Рамки-вкладыши. Наблюдайте, как ребёнок действует с игрушкой.</font>
<font face="Times New Roman, serif">Способы решения практических задач.</font>
<font face="Times New Roman, serif">Ребёнок действует путём проб и ошибок. Справляется со всеми вкладышами.</font>
<font face="Times New Roman, serif">3 балла</font>
<font face="Times New Roman, serif">Для выполнения задания ребёнку нужны дополнительные подсказки и инструкции со стороны взрослого.</font>
<font face="Times New Roman, serif">2 балла</font>
<font face="Times New Roman, serif">После 1-2 неудачных попыток от выполнения задания отказывается.</font>
<font face="Times New Roman, serif">1 балл</font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Анализ развития ребёнка от 1 до 1,5 лет</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">От 19 до 21 балла</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">ВЫСОКИЙ уровень развития</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Дополнительно проверьте, правильно ли Вы определили уровень развития Вашего ребёнка по следующим характеристикам:</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Движения. </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Овладев навыком ходьбы в 1 год, ребёнок почти все время ходит. Ходьба занимает всё основное время его бодрствования, даже в ущерб действиям с предметами. Развивается ориентировка в пространстве, самостоятельность.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Речь. </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">В этом периоде значительных успехов ребёнок достигает в понимании речи. Запас понимаемых слов растет быстро, улучшается способность подражать словам взрослых. К 1 году 6 мес. объем словаря равен 30-40 словам, использует двухсловные предложения, начинает заменять «правильными» словами облегченные.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Мышление. </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Деятельность ребёнка в большей степени определяется тем, что попадает в поле его зрения. В общении с взрослым малыш учится различать, сравнивать, устанавливать признаки сходства предметов. Учится обобщать предметы по их основным признакам.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">От 11 до 18 баллов</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">СРЕДНИЙ уровень развития</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Дополнительно проверьте, правильно ли Вы определили уровень развития Вашего ребёнка по следующим характеристикам:</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Движения. </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Сочетает ходьбу с ползаньем.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Речь. </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Говорит короткими однословными предложениями, дополняя речь жестом и мимикой. Продолжает активно пользоваться лепетом, несмотря на то, что знает много слов (до 30). Употребляет слова в момент сильной заинтересованности или неожиданности.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Мышление. </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Под руководством взрослого развивается наглядно-действенное мышление ребенка. Благодаря занятиям со взрослым, малыш учится не только обследовать предметы, но и сравнивать, использовать разные предметы по-разному.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Меньше 11 баллов</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Уровень развития Вашего малыша на сегодня – ниже среднего. Но Вы должны помнить, что каждый ребёнок – индивидуальность и у каждого малыша – свой темп. Вашему ребёнку необходимо больше помощи в развитии. Для этого необходимы дополнительные занятия родителей с ребёнком, консультации узких специалистов (логопеда, дефектолога, психолога).</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Дополнительно проверьте, правильно ли Вы определили уровень развития Вашего ребёнка по следующим характеристикам:</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Движения. </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Преимущественно ползает, либо ходит за руку. Просит поддержки взрослого. Ходит, используя опору (каталку, коляску, тележку и пр.) за руку с взрослым. Либо ребёнок предпочитает бег ходьбе, при этом наблюдается неловкость, стремление быстро за что-то ухватиться.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Речь. </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Говорит мало, хотя знает около 20-25 слов. Молчалив. Чаще использует жесты, мимику. Откликается на предложения взрослого рассказать, что нарисовано на картинке, но быстро устаёт.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Мышление.</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4"> В действиях с предметами и играх с игрушками использует знакомые действия: вынуть – вложить, открыть – закрыть, покатать, постучать и др. По показу и словесному обращению взрослого может выполнить более сложные действия, требующие большей координации движений рук. Но в случае неудач, оставляет любые попытки достичь успеха. Настойчивость проявляет редко. Сформировать новые способы действий пока сложно, малыш не может заниматься игрушкой продолжительное время, часто переходит от действий с одной игрушкой к другой.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">II раздел</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Задания для определения уровня развития ребёнка</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">от 1,5 лет до 2 лет</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Изучите задания, подготовьте необходимый игровой материал.</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4"> Заданий будет несколько. Не форсируйте их выполнение за один раз. Возможно, Вам понадобится несколько дней для того, чтобы качественно понаблюдать за малышом. Не спешите. На основе выполнения заданий Вы будете делать вывод об уровне развития ребёнка.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Вам понадобится:</font></font>
САМООБСЛУЖИВАНИЕ
<font face="Times New Roman, serif">Обед.</font>
<font face="Times New Roman, serif">Умение садиться за стол, навыки приёма пищи, опрятность, умение вставать из-за стола.</font>
<font face="Times New Roman, serif">Малыш умеет самостоятельно мыть руки с мылом. Садится за стол только с вымытыми руками. Сам садится на стул и встаёт с него. Ест аккуратно, не обливаясь, во время еды может пользоваться салфеткой.</font>
<font face="Times New Roman, serif">3 балла</font>
<font face="Times New Roman, serif">Моет руки с помощью взрослого (частично может мыть руки сам, но порой забывает намылить руки, вытереть руки полотенцем, закрыть кран с водой и т.п.). Садится на стул с помощью взрослого, встаёт самостоятельно. Ест довольно аккуратно, иногда проливая еду на салфетку. Салфеткой после еды пользуется по напоминанию взрослого.</font>
<font face="Times New Roman, serif">2 балла</font>
<font face="Times New Roman, serif">Не может мыть руки самостоятельно. Требует постоянного контроля, напоминаний, указаний как это сделать. Сесть на стул и встать с него самостоятельно затрудняется, ждёт помощи. Ест с помощью взрослого, отдельные блюда умеет есть сам.</font>
<font face="Times New Roman, serif">1 балл</font>
<font face="Times New Roman, serif">ДВИЖЕНИЯ</font>
<font face="Times New Roman, serif">Прогулка.</font>
<font face="Times New Roman, serif">Выполнение сложных движений: бег, бросание мяча в цель (вниз и вдаль), умение подпрыгивать, участие в подвижных играх.</font>
<font face="Times New Roman, serif">Самостоятельно бегает, удерживает равновесие при ходьбе и беге. Владеет навыком бросания мяча вниз и вдаль (в цель). Может прыгать «как зайчик», «как птички». Принимает участие в подвижных играх, соблюдает правила игры, проявляет позитивные эмоции.</font>
<font face="Times New Roman, serif">3 балла</font>
<font face="Times New Roman, serif">Держась за руку взрослого может бежать, самостоятельно бежит на небольшие расстояния. Удерживает равновесие в спокойном темпе передвижения (при ускорении может падать). Пытается подпрыгивать – одиночные прыжки сочетаются с пружинящими движениями ножек. Любит играть, но правила игры нарушает, при напоминании взрослого умеет соблюдать их.</font>
<font face="Times New Roman, serif">2 балла</font>
<font face="Times New Roman, serif">Боится бегать, просит взрослого дать руку, но и держась за неё, идёт, но не бежит. Равновесие неустойчиво, часто падает. Прыгать пока не может. Подвижными играми почти не интересуется, а если проявляет интерес – играть не может, поскольку развитие движений пока это делать не позволяет.</font>
<font face="Times New Roman, serif">1 балл</font>
<font face="Times New Roman, serif">ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ</font>
<font face="Times New Roman, serif">Игра в песочнице.</font>
<font face="Times New Roman, serif">Умение пользоваться лопаткой, молоточком, достать при помощи палки отдалённый предмет.</font>
<font face="Times New Roman, serif">Самостоятельно действует с предметами. Может копать песок лопаткой, «забивать» гвоздики молоточком. При помощи палки может достать отдалённый предмет (игрушку из-под дивана).</font>
<font face="Times New Roman, serif">3 балла</font>
<font face="Times New Roman, serif">При словесной поддержке, подсказке взрослого может копать песок лопаткой, «забивать» гвоздики молоточком.</font>
<font face="Times New Roman, serif">2 балла</font>
<font face="Times New Roman, serif">Выполняет элементарные предметные действия с предметами – стучит, бросает, пытается покатать и т.п. Копать песок не может – стучит по нему лопаткой. Может бросать песок рукой. Молоточком может постучать, но быстро теряет интерес и переходит к действиям с другими игрушками.</font>
<font face="Times New Roman, serif">1 балл</font>
<font face="Times New Roman, serif">ИГРА</font>
<font face="Times New Roman, serif">Игра с куклой. Маша (Мишка) пришла с прогулки.</font>
<font face="Times New Roman, serif">Умение связывать в несложный сюжет несколько игровых действий (готовить обед, кормить, укладывать спать).</font>
<font face="Times New Roman, serif">Самостоятельно готовит обед, накрывает на стол, кормит, раздевает, укладывает спать. В игре активно пользуется речью. Последовательно отображает знакомые действия с игрушкой.</font>
<font face="Times New Roman, serif">3 балла</font>
<font face="Times New Roman, serif">С подсказками и стимуляцией взрослым готовит обед, накрывает на стол, кормит, раздевает, укладывает спать. Объясняет свои действия – «Как мама», «Маша спит».</font>
<font face="Times New Roman, serif">2 балла</font>
<font face="Times New Roman, serif">Не может самостоятельно объединить действия в сюжет. Может выполнить одно, два действия – усадил за стол, покормил, раздел, уложил спать. Как правило, не сопровождает речью свои действия.</font>
<font face="Times New Roman, serif">1 балл</font>
<font face="Times New Roman, serif">РЕЧЬ</font>
<font face="Times New Roman, serif">Беседа с ребёнком. Попросите малыша рассказать дома (игрушке, бабушке, папе и др.), что он сегодня видел на прогулке.</font>
<font face="Times New Roman, serif">Умение говорить по заданной теме. Умение говорить полными предложениями (наличие слов, обозначающих предметы, действия предметов, их признаки).</font>
<font face="Times New Roman, serif">Самостоятельно говорит о том, что видел. Говорит полными предложениями («Птички кушали зёрнышки», «Дождик кап-кап-кап», «Мама купила хлеб» и т.п.).</font>
<font face="Times New Roman, serif">3 балла</font>
<font face="Times New Roman, serif">С помощью дополнительных вопросов взрослого, его напоминаний и подсказок может рассказать, как правило, однословными предложениями, что он видел («Птички», «Машины», «Дождик» и т.п.)</font>
<font face="Times New Roman, serif">2 балла</font>
<font face="Times New Roman, serif">Не может рассказать о том, что видел на прогулке. Если спросить, как гудела машина, ребёнок ответит звукоподражанием.</font>
<font face="Times New Roman, serif">1 балл</font>
<font face="Times New Roman, serif">МЫШЛЕНИЕ</font>
<font face="Times New Roman, serif">Пирамидка. Наблюдайте, как ребёнок действует с игрушкой.</font>
<font face="Times New Roman, serif">Способы решения практических задач.</font>
<font face="Times New Roman, serif">Разбирает пирамидку, складывает её без учёта величины колец. После показа взрослого собирает пирамидку с одной или двумя ошибками.</font>
<font face="Times New Roman, serif">3 балла</font>
<font face="Times New Roman, serif">Разбирает пирамидку, складывает её без учёта величины колец. После показа взрослого продолжает собирать пирамидку методом проб.</font>
<font face="Times New Roman, serif">2 балла</font>
<font face="Times New Roman, serif">Осуществляет неспецифические, хаотичные действия с деталями пирамидки (стучит об стол, подносит к уху, гремит, берёт в рот и т.д.)</font>
<font face="Times New Roman, serif">1 балл</font>
<font face="Times New Roman, serif">НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ</font>
<font face="Times New Roman, serif">Поведение в общественном месте.</font>
<font face="Times New Roman, serif">Умение соблюдать элементарные нормы культуры поведения в общении со взрослыми и сверстниками.</font>
<font face="Times New Roman, serif">Умеет играть рядом с другими детьми, не отнимает игрушки. Может пожалеть плачущего малыша. По предложению взрослого предложить игрушку другому малышу. Умеет выполнять просьбы взрослого: «Подожди, сейчас я завяжу бантик Оле, а потом помогу тебе». Понимает значения слов: «можно», «нельзя», «надо».</font>
<font face="Times New Roman, serif">3 балла</font>
<font face="Times New Roman, serif">Недолго может играть рядом с другими детьми, но отнимает игрушки, обижает других. Негативно реагирует на просьбу подождать, инструкцию со словом «нельзя» воспринимает негативно. Может пожалеть плачущего малыша.</font>
<font face="Times New Roman, serif">2 балла</font>
<font face="Times New Roman, serif">Играет сам. Не знает, что брать чужое без разрешения нельзя. Бурно и негативно реагирует на запреты и просьбы подождать. Если кто-то плачет – обращается к взрослому (маме), чтобы пожалели.</font>
<font face="Times New Roman, serif">1 балл</font>
<font face="Times New Roman, serif">ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ</font>
<font face="Times New Roman, serif">Игра «Ладушки». </font><font face="Times New Roman, serif">Под песенку «Ладушки, ладушки» научите ребёнка выполнять несложные движения: печь оладушки, брать оладушки, говорить жестом «спасибо».</font>
<font face="Times New Roman, serif">Эмоциональный отклик на взаимодействие с другим человеком. Умение повторять за взрослым простые действия под музыку.</font>
<font face="Times New Roman, serif">С удовольствие откликается на предложение поиграть. Подпевает, легко повторяет предложенные взрослым движения, радуется.</font>
<font face="Times New Roman, serif">3 балла</font>
<font face="Times New Roman, serif">Радуется, когда взрослый предлагает поиграть. Слушает музыку, но не всегда повторяет за взрослым нужные движения, отвлекается.</font>
<font face="Times New Roman, serif">2 балла</font>
<font face="Times New Roman, serif">Любит, когда с ним играют. Игру под музыку может не принять (начинает плакать), либо отказывается играть под музыку. Может играть в эту игру без звукового сопровождения.</font>
<font face="Times New Roman, serif">1 балл</font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Анализ развития ребёнка от 1,5 до 2 лет</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">От 21 до 24 баллов.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">ВЫСОКИЙ уровень</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Поздравляем! Вы просто молодцы! Ваш ребёнок продемонстрировал довольно высокий уровень развития. Но это не повод «почивать на лаврах». Продолжайте заниматься и развивать своего малыша.</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4"> </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Вам предстоит открыть ещё очень много интересного, ведь развиваться и расти вместе – здорово!</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Дополнительно проверьте, правильно ли Вы определили уровень развития Вашего ребёнка по следующим характеристикам:</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Самообслуживание. </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Самостоятельно моет руки перед едой и правильно пользуется полотенцем. Аккуратно самостоятельно ест, правильно пользуется ложкой, салфеткой, благодарит после еды, встав из-за стола, придвигает свой стул. Принимает участие в раздевании (снимает колготки, носки, ботинки), помогает складывать одежду на стульчике в определённой последовательности (платье, свитер – на спинку стула; колготы, брюки, носки – на сидение стула; обувь – под стул). Своевременно сообщает о необходимости сходить в туалет. С помощью взрослого приучен пользоваться носовым платком, замечает неопрятность в одежде, просит взрослого привести его в порядок.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Развитие движений.</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4"> Хорошо ходит прямо, умеет переступать через препятствие (10-12 см.) над полом. Ходит по ровной поверхности, взбирается на бугорки, перешагивает канавки. Перелезает через край песочницы, подползает под стул. Умеет скатывать мяч со ската, бросает одной рукой (правой или левой) небольшой мячик. Выполняет простые общеразвивающие упражнения (может стоять прямо, поднимает и опускает руки, вытягивает вперёд, прячет за спину; сидя поворачивается в стороны; передает предметы, делает наклоны вперёд, приседает с поддержкой взрослого).</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Игра, предметная деятельность и сенсорное воспитание.</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4"> Умеет группировать однородные предметы по одному из признаков (форма, величина); умеет группировать однородные предметы (карандаши, палочки и т.п.), резко отличающиеся по цвету (красный – синий, жёлтый – чёрный, зелёный – оранжевый, белый – фиолетовый). Умеет собирать двухместные игрушки, находит соответствующие детали-вкладыши, подбирает крышки соответствующей формы к коробкам (круглой, квадратной, треугольной), выбирать предметы по размеру и соответственно называть их (большой, маленький), собирать пирамидку из 3-4 колец (4-5 – с помощью взрослого) на конической основе. Понимает слова «поменьше», «побольше» и находит соответствующие промежуточные величины предмета. Умеет выполнять задания с ориентировкой на два свойства одновременно: величину и цвет, форму и величину. Пользуется в играх простейшими предметами-орудиями, с помощью которых можно выполнять простейшие действия: придвинуть игрушки палкой, вытолкнуть игрушку палкой из трубки. Играет с игрушками, имитирующими орудия труда (удочка, молоток, совок, формочки, ведро и т.п.). Сооружает постройки из конструктора из двух кирпичиков (ворота, забор, диванчик, кроватку), из двух деталей, отличающихся по форме (стол, стул, домик).</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Речь. </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Ребёнок хорошо понимает речь взрослых, его активный словарь к 2 годам достигает 200-300 слов. Говорит предложениями, состоящими из 3-4 слов. Малыш повторяет за взрослым и употребляет в собственной речи местоимения (я, мы, ты, мне), наречия (там, туда, здесь), прилагательные (мокрый, холодный, большой, маленький, хороший, плохой, вкусный, веселый, нарядный и т.п.). Начинает заменять звукоподражательные слова общеупотребительными («гав-гав» – собака, «тик-так» – часы и т.п.).</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Нравственное воспитание. </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Отзывчив, проявляет сочувствие взрослому и детям. Играет, не мешая другим или вместе с другими. Умеет просить игрушки, делиться ими.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Эстетическое воспитание. </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Слушает и узнает знакомые песни, народные мелодии в исполнении на металлофоне, в записи. Подпевает с использованием звукоподражаний, повторяет интонации в песнях, сопровождая их соответствующими движениями. Активно участвует в музыкальных играх. Самостоятельно танцует под музыку.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">От 14 до 20 баллов.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">СРЕДНИЙ уровень</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Вы и Ваш малыш неплохо потрудились. При выполнении заданий ребёнок показал средний уровень развития и Вам есть над чем еще потрудиться. Не забывайте о необходимости общения, играх с разными игрушками. Ведь </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">для того, чтобы малыш играл, его этому нужно научить</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Дополнительно проверьте, правильно ли Вы определили уровень развития Вашего ребёнка по следующим характеристикам:</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Самообслуживание. </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Умеет самостоятельно садиться на стул за стол. Может сам пить из чашки. Формируется умение есть суп с хлебом аккуратно. Знает, где лежат его вещи. При напоминании взрослого о необходимости сходить в туалет – выполняет нужные действия. Иногда ребёнок может не успеть (заигрался) самостоятельно сообщить взрослому о потребности посетить туалет.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Развитие движений.</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4"> Ходит прямо, по широкому бордюру, умеет перешагивать через невысокий (5-10 см.) бордюр. Проползает в обруч, подползает под стул. Катает мяч, бросает его вниз и вдаль.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Игра, предметная деятельность и сенсорное воспитание.</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4"> Играет с игрушками-вкладками, не называя, может показать по просьбе взрослого разнородные предметы по форме и величине (большие-маленькие, круглые, квадратные, овальные, прямоугольные, треугольные). Собирает одноместные дидактические игрушки (матрёшки, башенки), двухместные геометрические фигуры-вкладыши (кубы, цилиндры, конусы), выполняя прямые и обратные действия. С помощью взрослого собирает пирамидку на конической основе, состоящую из 2-3 колец разных размеров. Катает за верёвку предметы (машинки, каталки), может толкать игрушку перед собой, катать коляску, удерживая за рукоятку и т.п. Может построить автомобиль путём накладывания кубика или кирпичика на пластину. Умеет выкладывать узкую или широкую дорожку из кирпичиков. Умеет сооружать из кирпичиков стол, стул для игрушки, соразмерной строительному материалу. Понимает назначение постройки, играет с постройками, используя сюжетные игрушки.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Речь. </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Ребёнок начинает правильно произносить наиболее лёгкие согласные звуки, умеет звукоподражать (машина – «би-би», корова – «му-у» и т.д.). Говорит предложениями, состоящими из 1-2 слов. В речи появляются формы множественного числа и ряд падежей существительных, повелительное наклонение, прошедшее и будущее времена глаголов.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Нравственное воспитание.</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4"> Умеет проявить сочувствие взрослому, некоторым детям. Играет рядом с другими детьми. Но навык делиться, не брать чужое, ещё только формируется и требует напоминаний взрослого.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Эстетическое воспитание. </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Умеет слушать контрастные мелодии народного характера, исполняемые на фортепиано, металлофоне; слушает песни в исполнении взрослого и повторяет за ним, подпевает. Умеет ходить и бегать под музыку, ходить с флажком, различает высокое и низкое звучание музыкальных инструментов, передает игровые действия, повторяет плясовые движения по показу взрослого.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Меньше 14 баллов.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Уровень развития Вашего малыша на сегодня – ниже среднего. Но Вы должны помнить, что каждый ребёнок – индивидуальность и у каждого малыша – свой темп. Вашему ребёнку необходимо больше помощи в развитии. Для этого необходимы дополнительные занятия родителей с ребёнком, консультации узких специалистов (логопеда, дефектолога, психолога).</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Дополнительно проверьте, правильно ли Вы определили уровень развития Вашего ребёнка по следующим характеристикам:</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Самообслуживание. </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Умеет пить из чашки, жевать хлеб. При переодевании помогает взрослому, занимая определённую позу (поднимает руки, ставит ножку вперёд и т.п.). Пытается быть опрятным, но это не всегда получается, поскольку навыки самообслуживания ещё не сформированы.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Развитие движений. </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Ходит без поддержки, но неуверенно. Препятствия преодолевает, держась за руку взрослого или ползком. Хорошо двигается с игрушками-каталками, создающими дополнительную опору.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Игра, предметная деятельность и сенсорное воспитание. </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">С удовольствием учится действовать с однородными предметами, окрашенными в один из шести цветов спектра: красный, оранжевый, желтый, зелёный, синий, фиолетовый. Умеет соотносить предметы по величине (большой, маленький) или форме (квадрат, круг), размещая вкладыши в соответствующей форме. Умеет выполнять разнообразные действия с предметами: раскладывать и собирать; вынимать, вкладывать и т.п. Перекладывает шарики в коробку, ведёрко, скатывает по желобку. Раскладывает и собирает цветные колпачки. Нанизывает на стержень 3-5 одинаковых колец, умеет вкладывать один в другой полые предметы, накрывать одинаковые по форме полые предметы (кубы, конусы и т.п.) – меньший большим. С помощью тесёмки, ленточки, шнурка может изменить положение предмета (притягивает шарик себе, подкатывает машинку, вызывает звучание колокольчика, перемещает каталку и т.п.). Складывает строительные детали на другие (кубик на кубик – башенка, призма на кубик – домик, полусфера на цилиндр – грибок и т.п.).</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Речь. </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Больше молчит, слушает, хорошо понимает речь взрослого, выполняет его задания. Говорит, как правило, однословными предложениями. Изредка употребляет в речи 1-2 словные предложения.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Нравственное воспитание. </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Понимание слов «можно», «нельзя», «подожди» находится на стадии формирования. Ребёнку сложно выполнять такие просьбы спокойно, он проявляет негативные реакции и нуждается в объяснении взрослого, почему его требования таковы. Учится положительно относится к детям, не мешать другим во время игр, не ссориться из-за игрушек.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Эстетическое воспитание.</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="4"> Эмоционально откликается на пение и музыку весёлого и спокойного характера, обращает внимание на звучащую мелодию, слушает несложные песенки, выполняет под музыку игровые действия, несложные плясовые движения, подражает отдельным певческим интонациям взрослого.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">III раздел</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Рекомендации по развитию детей от 1 до 2 лет.</font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font color="#000080"><font size="4">Занятия с ребёнком от одного года до двух лет направлены на дальнейшее развитие психомоторной, сенсорной, мыслительной, речевой и других сфер</font></font><font color="#333333"><font size="4">.</font></font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Важнейшее значение приобретает грамотный подбор игрового материала, игрушек, предметов, занимаясь с которыми, ребёнок учится понимать их свойства (величину, форму, цвет) и постепенно переходить от манипулирования к выполнению разнообразных, целенаправленных действий. Выполняя задание на группировку предметов по величине, форме, цвету, ребёнок одновременно тренирует память, развивает тонкую моторику пальцев рук, мышление, восприятие и т. д.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Речь ребёнка развивается в связи с обозначением предметов и действий с ними. Ребёнок может говорить лишь о том, что непосредственно воспринимает. Большое значение для развития речи в этом возрасте играют книги с картинками, чтение и заучивание коротких стихотворений, сказок.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Занятия с ребёнком этого возраста отличаются тем, что взрослый почти всегда осуществляет совместные действия с ребёнком.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Упражнения на развитие сенсорных способностей.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Упражнения с пирамидкой.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Покажите ребёнку, как можно снять кольца со стержня пирамидки и снова надеть их. Дайте возможность ребёнку выполнить это упражнение столько раз, сколько он захочет. Не следует на этом этапе требовать от малыша, чтобы он собирал пирамидку правильно – сначала он должен отработать навык надевания кольца на стержень.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">На втором этапе подскажите ребёнку, что кольца имеют разный размер, и покажите ему два кольца – большое и маленькое, скажите: «Давай наденем сначала большое кольцо, а затем – маленькое».</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">На третьем этапе научите малыша раскладывать снятые кольца справа от стержня по порядку – с учетом размера, и затем брать эти кольца поочередно и надевать их на стержень.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Упражнения с пирамидкой можно выполнять с ребёнком в течение всего второго года. Проявляйте терпение, оказывайте помощь ребёнку, используя разные приёмы:</font></font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">словесное напоминание («Не пропускай колечко», «Не переворачивай», «Надевай правильно»);</font></font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">показ, если ребёнок неверно выполняет задание;</font></font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">совместные действия;</font></font></font>
-
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">зрительно-осязательный контроль (обхватив руку малыша своей рукой, проводите ею сверху вниз по поверхности пирамидки: «Какая гладкая у нас получилась пирамидка»).</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Упражнения с пирамидками различной формы (от одного года четырех месяцев и старше).</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Для выполнения этого задания необходимо иметь пирамидки разной формы, но одинаковой величины: круглые и квадратные.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Покажите ребёнку обе пирамидки, объясните, что на одной – все круглые кольца, а на другой – квадратные бруски. Вместе с ребёнком соберите пирамидки. Снова разберите их. Спросите ребёнка: «Покажи, где круглые кольца, а где квадратные бруски?»</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Помогите малышу разложить детали в ряд (круглые с одной стороны, квадратные – с другой) и затем сложить одну круглую пирамидку, а другую – квадратную.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Возьмите руку ребёнка в свою и проведите ею по одной пирамидке: «Смотри, какая она гладкая», и по другой: «А эта пирамидка совсем другая, с острыми уголками».</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Ребёнок еще не может самостоятельно выравнивать квадратные бруски на стержне. Основная цель этого упражнения – знакомство с предметами разной формы.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Упражнения с матрёшкой.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Сначала, примерно с одного года двух месяцев, используется матрёшка с одним вкладышем. Научите ребёнка открывать и закрывать матрёшку, вкладывать и вынимать.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Покажите ребёнку большую матрёшку, встряхните её – внутри что-то гремит. Помогите малышу открыть матрёшку, покажите вторую, маленькую матрёшечку. Закройте большую матрёшку, поставьте рядом с маленькой. Обратите внимание на их величину: «Одна матрёшка большая, другая маленькая». Спросите ребёнка: «Где большая матрёшка, а где маленькая?»</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Теперь откройте большую матрёшку, спрячьте в ней маленькую и предложите ребёнку закрыть её второй половиной, плотно соединив две половинки, совместите рисунок.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Помогайте малышу открывать и закрывать матрёшки.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Если ребёнок научился действовать с этой матрёшкой, предложите ему более сложный вариант: с двумя вкладышами.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Сначала вынимаете и собираете все три матрёшки, выстраиваете их в ряд, подчёркиваете разницу в величине. Попросите ребёнка показать, где большая матрёшка, где средняя, где маленькая.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Затем собираете матрёшки вместе с малышом: в среднюю прячется самая маленькая, а теперь осталось две матрёшки (большая и поменьше), открываете большую матрёшку и прячете в ней среднюю.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Постоянно подсказывайте ребёнку: «Открой эту матрёшку, а теперь эту», «Как закрыть матрёшки?», «Давай сделаем, чтобы они стали красивыми, совместим рисунки», «Возьми большую матрёшку, вложи в нее среднюю», и т.д.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Для ребёнка второго года жизни эти упражнения являются довольно трудными, особенно такие действия, как совмещение рисунка, правильный выбор частей одной игрушки из произвольно размещённых на столе.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Упражнения с предметами разной величины.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Продолжайте развивать у ребёнка умение ориентироваться в предметах по их величине и форме.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Для этого упражнения можно сделать самим необходимые пособия в виде кружочков, квадратиков, треугольников, овалов (по 5 штук большого размера и по 5 штук маленького размера). Это могут быть фигурки, вырезанные из толстого картона.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Важно, чтобы одинаковые фигуры были одного цвета. Например, все кружочки – красные, все квадраты – синие, все треугольники – зелёные. То есть различия – только по величине и форме. Диаметр больших кружков примерно 4-5 см, маленьких – 2-3 см; стороны большого квадрата 4-5 см, маленького – 2-3 см; размеры большого треугольника: 4,5x4,5x4,5 см, малого – 3x3x3 см; овалов: 5x3 см и 3x2 см.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Сначала показываете ребёнку только кружочки, объясняя, чем они отличаются: «Вот, посмотри, это большие кружки, а это маленькие. Давай разложим большие в одну коробочку, а маленькие – в другую».</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Выполняйте это задание сами, спрашивая у малыша, куда положить большой кружок и куда маленький (маленький прячется в ладошке, а большой трудно спрятать). Затем предложите малышу самостоятельно разложить кружочки.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Если с этим заданием ребенок справился, переходите к другим фигурам, действуя так же.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">И только после того, как малыш безошибочно делит все фигуры по величине, приступайте к раскладыванию фигур в соответствии с их формой. Сначала предлагайте ребёнку два вида фигур одной величины, например, маленькие кружки и маленькие квадратики. Раскладываете вместе с ребёнком кружки в одну коробочку, квадратики – в другую. Далее переходите к следующей паре фигур.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Действуйте постепенно, не торопитесь, поддерживайте интерес малыша к занятиям (называйте фигуры игрушками, употребляйте слова: такой/не такой, одинаковые/разные; не требуйте, чтобы ребёнок произносил и запоминал названия фигур).</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Упражнения с длинной и короткой лентой.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Это упражнение поможет ребёнку понять различия между словами, обозначающими разную длину.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Возьмите две палочки с закрепленными на них лентами: одна короткая – сантиметров 5, а другая длинная – сантиметров 20. Научите малыша накручивать ленту на палочку. Когда ребёнок овладеет этим навыком, предложите ему поиграть, кто быстрее завернет ленту на палочку. Себе возьмите короткую. Обязательно выиграйте. После этого разложите ленты на полу, Покажите, как они отличаются по длине. Спросите у ребёнка: «Ты какую ленточку возьмешь теперь, короткую (вот она) или длинную, вот эту?» В любом случае дайте ребёнку короткую ленточку и проведите снова соревнование. Теперь вы, конечно, должны проиграть. Ещё раз уточните, где короткая, а где длинная лента. Через несколько дней вернитесь к этой игре.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Упражнения с досками.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Использовать можно любые поверхности с вырезанными в них отверстиями, так, чтобы ребёнок мог вставлять в них соответствующие части.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Начинать занятия с малышом полутора лет нужно с самой простой доски. Размер ее, примерно, 30x15 см. Размер вырезанных кружков в диаметре: больших – 4,5 см, маленьких – 3 см.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Говорите ребёнку: «Давай мы с тобой поиграем в такую игру. Вот домик с окнами, их нужно на ночь закрыть. Вот большие окошки, а вот – маленькие. Найди большие кружочки. Закрой ими большие окошечки. Маленькими кружочками закрой маленькие окошечки».</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Сначала попросите ребёнка отыскать большой кружок и показать, какое окошечко нужно им закрыть. Для облегчения выполнения задания раскладывайте большие кружки слева от доски, а маленькие – справа. Затем перемешайте и большие и маленькие кружочки и помогите ребёнку правильно сопоставлять величины предметов.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Далее переходите к более сложным заданиям с использованием других геометрических фигур.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Ближе к двум годам усложняйте это задание, предлагая ребёнку доски, на каждой из которых вырезаны разные геометрические фигуры: кружки и квадраты, треугольники и кружки, овалы и квадраты и т. д.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Самыми сложными являются задания на вкладывание фигур сходной формы: круги и овалы, квадраты и прямоугольники.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Если у ребёнка не получается правильное выполнение заданий, переходите к последовательному дробному членению, заключающемуся во внимательном рассматривании отверстий и вкладышей, в ощупывающих действиях рукой, сопоставлении и сравнивании, способе захватывания вкладышей, примеривании их к отверстиям, нахождении нужного ракурса для закрытия отверстий.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Упражнения с предметами разного цвета.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Подберите палочки, кубики или другие предметы разного цвета: например, 5 кубиков красного цвета и 5 кубиков зеленого цвета.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">1) Возьмите один кубик красного цвета и попросите ребёнка найти такой же кубик, затем возьмите кубик зеленого цвета и попросите малыша отыскать точно такой же.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">2) Положите один кубик красного цвета в коробочку, попросите ребенка найти такие же кубики и все сложить в эту же коробочку. Затем перемешиваете снова красные и зеленые кубики и то же самое задание выполняете с зелеными кубиками.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">3) Теперь возьмите две коробочки: в одну положите красный кубик, в другую – зелёный, а ребёнок раскладывает остальные в соответствии с цветом.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">4) Используете кубики (по 5 штук) трёх цветов: красные, зелёные, жёлтые.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Если малышу трудно дается выполнение этих заданий, помогайте ему, группируя кубики по цвету, то есть не перемешивайте их.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Упражнения на развитие психомоторики.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Прыжки.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Поддерживая ребёнка за руки или под мышки, предложите ему попрыгать на месте вверх, вниз, приговаривая: «Прыг-скок, прыг-скок. Баба сеяла горох, прыг-скок, прыг-скок. Обвалился потолок, прыг-скок, прыг-скок».</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Выполняйте это упражнение ежедневно. Когда у малыша будет получаться хорошо, поиграйте с ним в «Зайчиков-попрыгайчиков». Следующим упражнением для совершенствования этого навыка может быть такая игра: возьмите в руку игрушку и поднимите её вверх, держа на небольшом расстоянии от головы ребёнка, пусть он попытается, подпрыгнув, достать её рукой.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Игра в прятки.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Спрячьтесь от ребёнка, пусть он вас ищет. Кричите ему: «Ау! Ищи меня!» Когда малыш вас найдет, подхватите его на руки, покружите слегка, потеребите его, вызывая положительные эмоции. Затем научите ребёнка самого прятаться, а вы будете его искать. Делайте это не слишком долго, но пусть ребёнок слышит, как вы его зовете и наблюдает за вами. В этом возрасте дети обычно долго не могут терпеть такую ситуацию и сами выходят из укрытия.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Лазанье.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">1) Положите яркую игрушку на диван. Чтобы достать её, ребёнок вынужден будет залезть на диван и слезть на пол.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">2) Привлекая внимание малыша каким-либо ярким предметом, стимулируйте его пролезть на четвереньках под стулом.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">3) Учите ребёнка залезать и вылезать, например, из большой коробки. Помогайте ему на первых порах.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Перешагивание.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Разложите на полу разные предметы, которые малыш смог бы перешагнуть. Возьмите его за ручку и погуляйте по комнате. Всякий раз, когда ребёнок останавливается перед препятствием, помогите ему высоко поднять одну ногу, затем другую и перешагнуть через предмет.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Игры в мяч.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">1) Дайте ребёнку в руки небольшой мячик и помогите ему бросить этот мяч на пол. Теперь положите мячик рядом с малышом, пусть он сам возьмет его в руки, а потом бросит. Следующий шаг – обучение ловле мяча, точнее – его захватыванию.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">2) Садитесь с ребёнком на пол напротив друг друга, разведите ноги в стороны и перекатывайте мяч друг другу. Постепенно увеличивайте расстояние между собой и малышом.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">3) Для развития координации движений используйте игры с воздушными шарами. Сначала поиграйте с одним шариком, а затем с двумя-тремя. Например, нужно не дать упасть шарикам на пол, постоянно подбрасывая их вверх.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">4) Для развития глазомера бросайте мяч в небольшую картонную коробку. Сначала это расстояние не должно быть большим, постепенно увеличивайте его. Помогайте ребёнку выполнять это упражнение, стремитесь не к результату, а к тому, чтобы вызвать интерес у малыша к этому занятию.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Рисование карандашами.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Учите ребёнка держать карандаш в руке, замечать следы от карандаша на бумаге, а главное, постарайтесь вызвать интерес к рисованию.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Рисуйте вместе с малышом, удерживая его руку с карандашом в своей. Для начала нарисуйте, например, капельки дождя. Расскажите ребенку какую-нибудь историю про дождик, стихи или спойте песенку:</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Дождик, дождик,</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Кап-кап-кап.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Дождик, дождик, веселей,</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Капай, капай, не жалей!</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Брызни в поле пуще:</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Станет травка гуще!</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Заранее изобразите на листе бумаги тучу, а затем вместе с малышом нанесите штрихами капельки дождя. Обсудите первый рисунок, спросите у ребёнка: «Где сильнее дождик идет?»</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Рисование красками.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Приготовьте лист бумаги и краску трех цветов (красную, жёлтую, синюю). Сначала дайте ребёнку сухую кисть и предложите ему сделать несколько мазков сухой кистью на листе бумаги. После предварительного упражнения в сухом примакивании начинаете вместе с малышом рисовать красками.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Покажите ребёнку, как нужно аккуратно макнуть кисточку в краску: «Смотри, на кончике кисти маленькая фигурка зайчика. Вот как прыгает зайчик – прыг-скок, прыг-скок». И на бумаги появляются красочные цветовые пятна.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">А затем нарисуйте листопад: «Вот подул ветерок и полетели листочки с дерева, упали на травку – падают, падают листья, в нашем саду листопад».</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Полюбуйтесь вместе с малышом картиной листопада.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Лепка из пластилина.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Покажите ребёнку маленький кусочек пластилина, сделайте из него шарик, положите его на досточку и нажмите пальцем. Спросите у малыша: «Что было у нас с тобой? – шарик, а что получилось?» Предложите ребёнку самому сделать из шарика лепёшечку, а потом вместе слепите морковку, оладушки для куклы и т.д.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Обращайте внимание ребёнка на изменчивость формы, помогайте ему находить сходство с предметами.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Упражнения и игры на развитие познавательной и речевой активности.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Смотрите книжки с картинками.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Старайтесь как можно больше привлекать внимание малыша к рассматриванию картинок в книжках. Разговаривайте с ребёнком, показывая изображения животных, знакомых предметов, людей. Задавайте ему вопросы: «Покажи, где киска?», «Как киска мяукает?» и т. д. Побуждайте ребёнка к воспроизведению доступных звукоподражаний: «Гав-гав», «Мяу», «Кря-кря» и др., называнию слов.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Расширяйте круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Беседуйте с ребёнком на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша. Тем самым Вы не только расширяете его кругозор, но и способствуете овладению правильной речью.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Старайтесь, чтобы у малыша формировались полноценные образы о предметах. Делая что-либо по дому, берите ребенка с собой, делайте так, чтобы он видел ваши действия, одновременно проговаривайте названия этих действий. Разрешайте манипулировать с бытовыми предметами (безопасными для здоровья), чтобы малыш имел возможность слышать бытовые звуки и видеть, откуда они возникают. Например, дать поиграть с ложкой, взять её в рот (не забывайте сказать: «Это ложка. Металлическая, твёрдая, холодная»), разрешите её бросить (проговорите: «Ты бросил ложку. Ложка упала – дзынь!»). Побуждайте малыша постучать ложкой по ковру, кастрюле, чтобы слышать различия, как она стучит (глухо по ковру и звонко по кастрюле).</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Читайте ребёнку стихи, потешки, считалки, пойте</font><font size="4"> </font><font size="4">песенки.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Не забывайте народное творчество: продолжайте играть в «Козу рогатую», «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Пальчики в лесу».</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Постепенно расширяйте звуковую и речевую среду в освоении языка. Пусть вас не тревожит то, что ребёнок ещё многого не понимает.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">На втором году жизни можно читать малышу стихи Агнии Барто, Корнея Чуковского. Старайтесь сопровождать чтение каждого стихотворения имитацией соответствующих действий, понятных ребёнку.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Пойте малышу колыбельные Они очень важны в процессе овладения ребёнком речью. От того, какие песни пела ребенку мать, и пела ли она их вообще, зависит характер маленького человека, его физическое здоровье, степень его психологической устойчивости.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Игры с куклой.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Играйте в куклы с девочками и мальчиками. Придумывайте маленькие истории из жизни куклы. Покажите ребёнку, как её одевать, кормить, гулять с ней и т. д. Постоянно стимулируйте малыша к общению через жесты и действия. Задавайте побольше вопросов ребёнку. Например: «Анечка, посмотри, какая девочка пришла к нам в гости. Давай поздороваемся. Дай ручку ей. Как зовут такую красивую девочку?», и т. д.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Ролевые игры.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">К концу второго года жизни начинайте играть с ребёнком в различные игры с имитацией животных, с которыми ребёнок знаком.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Так, например, поиграйте в игру «Кошки-мышки». Малышу дайте роль мышки, а себе возьмите роль кота. «Кот» ходит по комнате, а «мышка» спряталась. Затем «кот» улёгся спать, и «мышка» вышла из своего укрытия. «Кот» проснулся, потянулся, замяукал и «мышке» надо убегать в свой домик (заранее договоритесь с ребёнком, где он будет находиться). Далее меняетесь с малышом ролями.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Или поиграйте в «Мишку косолапого». Покажите ребёнку, как двигается медвежонок, как он рычит, мотает головой. Теперь малыш изображает мишку, а вы ему читаете стишок.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Научите ребенка изображать и других животных: птичек, лягушек, лошадок.</font></font></font>
<font face="Times New Roman, serif"><font size="3"><font size="4">Желаем удачи в воспитании Вашего малыша!</font></font></font>